Законодательство        07.07.2023   

Что можно делать евреям в субботу. Шаббат - субботние запреты в израиле. Намазывание продуктов питания

Суббота - день абсолютного покоя. Запрещено обсуждать бытовые и финансовые вопросы и планировать действия, которые будут произведены в будни. Более того, нельзя побуждать неевреев делать работу вместо евреев.

Предисловие

Наши мудрецы учат, что субботний покой означает не только отказ от выполнения работ. Цель субботы состоит в том, чтобы добиться состояния полного отдыха и покоя, освобождая тем самым силы для духовной работы. Но такого состояния можно добиться только при абсолютном освобождении от всего, что связывает человека с его ежедневными делами, в частности с бизнесом. В субботу нельзя зарабатывать деньги, нельзя обсуждать деловые вопросы, больше того - нельзя даже побуждать нееврея сделать работу вместо еврея.

Разъясним некоторые субботние законы, актуальные для еврейского предпринимателя. Ввиду ограниченного объема книги рассмотрим только самые общие положения.

Деловой разговор

В субботу запрещено обсуждать деловые вопросы и разговаривать о купле-продаже. Нельзя также касаться темы работ, которые будут сделаны после окончания субботы: “В воскресенье я напишу письмо”, или: “Позвоню тебе завтра”, или: “Мне надо будет продать (купить) такую-то вещь” и т.д.

Чтение деловых материалов

Нет специального положения, запрещающего думать о работе (в частности, о бизнесе). Но следует воздерживаться от любой деятельности, совершаемой ради бизнеса, даже если она не является частью запрещенной работы. Например, нельзя производить осмотр имущества фирмы или своего рабочего места, чтобы определить, нет ли необходимости в будущем сделать ремонт или ввести какие-либо усовершенствования. Не следует рассматривать предлагаемое на продажу имущество, чтобы решить, покупать его или нет. Не стоит даже разглядывать (с деловым интересом) товары, выставленные на витрине.

Заработок в субботу

Еврей, совершающий разрешенную работу в субботу, должен уклониться от того, чтобы принять за нее плату (даже в другой день недели). Это касается, в первую очередь, приходящей по субботам няни или официанта, работающего только по субботам. Впрочем, если оплата производится целиком за неделю, включая субботу, то она разрешена: например, человек, получающий зарплату раз в неделю или месяц, может взять более крупную сумму, включающую в себя оплату его работы в субботу.Но если расчет зарплаты производится каждый раз на основе фактически отработанных часов или дней, то в таком случае нельзя учитывать работу, выполненную в субботу.
Купля, продажа и прием оплаты

Купля, продажа и другие формы деловых операций не разрешены в субботу, даже если они производятся исключительно в устной форме. Например, запрещено платить за товары и услуги, принимать плату, сдавать в аренду жилье, наниматься самому или нанимать работника.

Практические примеры

Квартирант-нееврей, снимающий квартиру у еврея, приносит плату в субботу. Хозяину не стоит даже намеком показывать, что он готов получить от него деньги. Но если тот оставляет деньги в доме еврея или, например, опускает их в его почтовый ящик, то вины хозяина здесь нет, поскольку квартирант проявляет собственную инициативу.

Нееврей пришел к еврею, чтобы получить причитающиеся ему деньги (скажем, за работу). Еврею запрещено не только заплатить ему своими руками, но даже показать, где лежат деньги, предлагая тем самым, чтобы нееврей взял их сам. В случае, когда заранее известно, что нееврей придет за деньгами в субботу и невозможно избежать этого визита, следует проконсультироваться с раввином.

Еврей ведет торговлю у себя дома. Если в субботу к нему приходит нееврей, чтобы купить или получить купленные до субботы товары либо заплатить за уже полученные товары, то нельзя его обслуживать. Надо вежливо объяснить пришедшему, что религиозные евреи не занимаются делами в субботу.
Часовая или дневная такса при аренде

Выше уже говорилось, что еврей не может зарабатывать деньги, если оплате подлежит только то, что он сделал в субботу. Но там, где платят не по часовому или ежедневному тарифу, а за более продолжительный период времени, например понедельно, за каждые десять дней или месяц, разрешается принимать во внимание также услуги, оказанные в субботу. Правило распространяется на все виды работ и оплат.

Для примера покажем, как это правило действует при аренде.

Разрешенный способ

Человек, сдающий в аренду свою собственность на несколько дней, включая субботу, даже если этих дней всего два, может сказать арендатору (тому, кто берет вещь напрокат): “За два дня тебе надо заплатить такую-то сумму”.

Неразрешенный способ

Нельзя сказать при сдаче в наем: “Дневная аренда стоит такую-то сумму денег; поэтому за два дня, пятницу и субботу, ты должен заплатить вдвое больше”. При такой формулировке становится очевидно, что арендатор взимает плату за пользование арендованной вещью в субботу.
Аренда накануне субботы

Любой предмет, который используется для выполнения запрещенной в субботу работы: автомобиль, рабочие инструменты, станок и пр., – запрещено сдавать в аренду нееврею накануне субботы (т.е. в пятницу). В остальные дни недели этот запрет не действует. Например, все подобные предметы можно сдавать в аренду в любой день, начиная с воскресенья и до четверга включительно, даже если известно, что нееврей будет пользоваться арендованной собственностью в субботу. Что касается сдачи в аренду нерелигиозному еврею, то она разрешена, только когда у нас есть сомнение относительно того, будет ли он их использовать для работы в субботу или праздник.
Суббота и партнерство с неевреем

Если еврей вступает в партнерские отношения с неевреем, он еще до заключения делового соглашения должен поставить условие, согласно которому он свободен от работы по субботам и еврейским праздникам, даже если речь идет не больше, чем об исполнении административных или контрольных функций. Вопрос о том, надо ли еврею компенсировать такой пропуск в работе трудом в другие дни недели, партнеры решают между собой. Но каким бы образом они ни договорились, прибыль должна распределяться в соответствии с еврейским законом. Поэтому еще на начальном этапе ведения переговоров надо обратиться к компетентному раввину, который посоветует, как составить контракт, чтобы не терять напрасно прибыли, и как делить ее в процессе совместной работы.

РАБОТА НЕЕВРЕЯ

Еврею запрещено поручать нееврею делать за него работу в субботу или еврейский праздник (за исключением случаев, связанных с болезнью). Впрочем, в особых случаях можно позволить ему работать - при условии, что он будет трудиться по своей инициативе, или когда он заинтересован выполнить работу в субботу или праздник для собственного заработка. Такое условие называетсяработой ради личного интереса.

Примечание

Всё, сказанное до конца этой главы, относится именно к нееврею, но не относится к нерелигиозному еврею. Последнего нельзя попросить сделать любого вида работу для другого еврея. Запрещено позволить ему нарушить субботу или праздник – даже если он готов их нарушить по собственной инициативе.
Работа ради личного интереса

Здесь возможны три варианта:

1) Нееврей работает исключительно по своей личной инициативе.

2) Нееврей получает указания в субботу или праздник.

3) Нееврей получает указания перед субботой или праздником.
1. Нееврей работает по личной инициативе

Нееврея, работающего для еврея по собственной инициативе, не надо останавливать, если еврей не получает прямой выгоды от его работы, но такого работника необходимо остановить, если налицо прямая выгода для еврея.

Примеры прямой выгоды

Включение света (которым пользуется еврей); приготовление или разогревание пищи (если она предназначена еврею) и т.д.

Примеры косвенной выгоды

Выключение газа или уменьшение пламени на газовой плите; выключение электрического света; вскрытие письменных конвертов и т.д.

Практический пример

Еврей забыл выключить свет или включить систему сигнализации, когда уходил с работы в пятницу. Сторож-нееврей, заметив эту оплошность в субботу, выключил свет (включил сигнализацию). Нет нужды запрещать сторожу поступать так и впредь.

Но если сторож спросил в субботу у еврея, обязан ли он выключить свет (включить сигнализацию), нельзя давать ему утвердительный ответ (“да, сделай”); следует ответить уклончиво, например: “поступай, как считаешь нужным”.

Косвенный намек

Мы уже знаем, что нееврею в субботу разрешено по собственной инициативе выполнять работу для еврея, если последний получает от этой работы косвенную выгоду. Это разрешение можно распространить и на случай, когда еврей дает нееврею косвенный намек, из которого тот делает вывод, что еврей будет рад, если имеющаяся в виду работа будет выполнена. В подобной ситуации мы продолжаем считать, будто нееврей выполнил работу по личной инициативе.

Практический пример

Если в субботу горит свет, который нам мешает, можно, используя намек, сказать нееврею: “Жаль, что мы забыли выключить свет”, или: “Мы теряем столько электроэнергии”, или: “Сегодня у нас суббота, и евреям не разрешается выключать свет”, или: “Нам этот свет вовсе не нужен”. Однако нельзя говорить впрямую: “Выключи свет, пожалуйста”.
2. Как давать указания в субботу

В субботу нельзя давать нееврею прямое распоряжение сделать какую-либо работу, независимо от того, когда ее требуется выполнить – в субботу или после субботы.

Конкретные примеры

а) Вопрос

Перед наступлением субботы у автомобиля отказал стартер, и машину не удалось поставить в гараж. Она стоит на улице. Можно ли в субботу попросить соседа-нееврея перегнать машину в надежное место?

Нельзя просить об этом прямо, но можно рассказать ему о случившемся. И, если он сам проявит инициативу, ему разрешено перевезти автомобиль в надежное место, но не в гараж или во двор самого еврея.

б) Нельзя просить нееврея отправить почтой письмо.

в) Если к еврею в субботу пришел строитель или торговец, чтобы обсудить детали работы, которая будет делаться после субботы, запрещено вступать с ним в разговоры на эту тему. Но разрешено, например, сказать: “Может быть, зайдешь после субботы?” Однако ни в коем случае не говорить прямо: “Приходи после субботы”.
3. Как поручить работу нееврею перед субботой или праздником

Нельзя до наступления субботы или праздника давать рабочее задание нееврею и требовать, чтобы тот выполнил его в субботу или праздник. Так запрещено поступать, даже если еврей не говорит прямо, чтобы тот работал в субботу или праздник, но из его разъяснений видно, какой день недели имеется в виду.

Каким образом можно перед субботой или праздником поручить нееврею выполнить в субботу или праздник определенную работу?

Работу можно давать нееврею в течение всей недели, в том числе непосредственно перед наступлением субботы или праздника, даже если существует вероятность, что тот выполнит ее в субботу или праздник, - но только при условии, что еврей при этом не указывает конкретно на субботний день или праздник и что нееврею известно, что он получит плату за выполненную работу.

Почему так поступать разрешено? Потому что работник будет работать в субботу по своей инициативе, т.е. он преследует собственную выгоду, или, другими словами, хочет как можно быстрее выполнить работу, не откладывая ее на другой день, и получить плату.

Конкретные примеры

Можно отнести обувь сапожнику, сдать костюм в химчистку или отправить машину в ремонт незадолго до субботы, но при этом нельзя просить (что называется прямым текстом), чтобы работа была выполнена к концу субботы.

Если в пятницу есть товар, готовый к отправке, нельзя обращаться в транспортную контору со словами: “Заберите товар завтра”.

Не разрешается заказывать ремонт станков на субботу или еврейский праздник, даже если предприятие расположено в нееврейском квартале.

Нельзя вызывать в учреждение или на предприятие уборщиков для работы в субботний или праздничный день.

Не разрешается просить покупателя перед субботой или праздником, чтобы он приобрел товары в этот день.

Нельзя просить работника-нееврея, чтобы он встретился в субботу или праздник с клиентом, который не может прийти в другой день недели.

Торговый агент-нееврей, работающий за комиссионные, может продавать товары еврейской фирмы даже в субботу или праздник, но при этом нельзя требовать от него, чтобы он торговал в субботу, и нельзя разрешать ему получать в субботу товары на еврейском складе.
Запрещается работа в еврейском здании

Во всех случаях, когда нееврею разрешено выполнять оплачиваемую работу для еврея в субботу или праздник, ему нельзя работать в здании, принадлежащем евреям, будь то частный дом, учреждение или производственное предприятие. Запрет вызван тем, что работа в еврейском здании может вызвать подозрение, будто неевреи специально наняты евреями для запрещенной субботней или праздничной работы.

Ряд практических примеров

Транспортной фирме было поручено забрать товары перед наступлением субботы, но ее экспедиторы, опоздав, приехали именно в субботу. Их нельзя допускать к товарам.

Еврей, договорившись с подрядчиком-неевреем о строительстве дома или предприятия, не может ему разрешить заниматься этой работой в субботу. Если такой запрет вызывает проблемы, надо посоветоваться с раввином.

Декораторы-неевреи, украшающие деловые здания перед ежегодными праздниками, не должны работать на евреев в субботу, хотя они трудятся ради личной выгоды и заинтересованы в скорейшем завершении работы.

Нельзя разрешать нееврейским рабочим выполнять ремонтные работы в субботу для квартиросъемщиков-неевреев (если здание, принадлежит еврею).
Субботний покой

По указанию мудрецов, для ощущения полного покоя в субботу надо представить себе, будто все дела завершены до наступления субботы. Пояснение комментаторов Нового времени: законодатели, сделав такое указание, вовсе не рассчитывали, что за минуту до наступления субботы человеку удастся убрать из своего сознания все деловые мысли. Они лишь хотели, чтобы мы научились планировать свою трудовую деятельность, включенную в недельный цикл: перед субботой наши дела должны подойти к определенному этапу завершенности, - и тогда наше сознание освободится от будничных деловых проблем, а “освободившееся место” займут размышления о еврейской субботе.

Раз созрел такой вопрос, наверное, Вы уже знаете, что заповедь о субботе актуальна для народа Божьего. Если Вы еще сомневаетесь, прочтите раздел моей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения», посвященный субботе

Что касается вопроса - что можно, а чего нельзя, то в Библии Бог не дает четких исчерпывающих запретов и наставлений относительно соблюдения субботнего покоя. Значит, Он не ставил такой цели.

На заповедь о субботе, как и на другие заповеди, нужно смотреть с точки зрения духа, но не буквы. То есть, поразмышлять, какую цель преследовал Господь, когда давал эту заповедь!!!

Например, Господь запрещает в этот день зажигать огонь в жилых помещениях.

Исх.35:3 не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботы.

Если смотреть с точки зрения буквы, то получается, что верующие не должны в субботу включать свет, печку - очаг и разогревать пищу... То есть люди должны мучатся из-за неудобств, а возможно даже мерзнуть... (Кстати многие иудеи так и делают). Разве это угодно Богу?

А согласно толкованию “по духу”, то есть по внутреннему смыслу, который хотел вложить в заповедь любящий мудрый Господь, в Исх. 35:3 Моисей дает наставление, чтобы люди не занимались в субботу приготовлением пищи, так как это большая суета и определенные сложности. Из-за них женщины не могут исполнять субботу так, как хотел Бог.

Подтверждение этому есть в той же книге Исход, чуть раньше.

Исх. 16.23 И он сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня (то есть в пятницу)

Отсюда четко видно, какая мысль заложена в запрете на использование в субботу огня. Нужно было готовить в пятницу вперед на два дня, чтобы не заниматься готовкой, то есть домашними делами, в субботу.

Евреи же, как подробно разобрано в моей книге, сделали из субботы день запретов, превратив День Господень в день уныния и скорби. Они даже не могли делать добро в субботу, думая, что это тоже запрещено Господом!

Но такой формальный подход к заповеди о субботе был неугоден Создателю. Поэтому Иисус постоянно обличал духовных лидеров Израиля и умышленно делал добро в субботу, после этого поясняя правильное ее соблюдение.

Иисус прямо говорил:

Матф.12:12 можно в субботы делать добро .

О каком добре здесь идет речь? Выше, с 9 по начало 12 стиха видно, что Иисус рассуждает о спасении и облегчении страданий.

О том же Христос говорил и другими словами:

Лук. 6:9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить?

Иисус постоянно учил людей как правильно соблюдать субботу, не перечисляя конкретных правил, а возвращая верующих к ее сути. Хорошо подумайте над следующими словами Христа:

Мар.2:27 И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы

То есть, не нога для ботинка, а ботинок для ноги... Мы не живем, чтобы есть, а едим, чтобы жить... Иисус этими словами объяснял, что суббота дана Богом для человека, а израильтяне превратили себя в ее рабов!

Бог не формалист и поэтому не ставить четких ограничений по субботе. Он ко всему подходит с позиции пользы для человека и с учетом сострадания ему.

Посмотрите на пример, приведенный Иисусом.

В Мар. 2:23-27 и Матф. 12:1-7 Иисус рассказывает о царе Давиде, который убегая от преследователей, проголодавшись, пришел в храм и ел хлебы предложения, хотя их по закону Божьему могли есть только священники. Получилось, что Давид формально нарушил закон, но Бог с него не взыскал за данный поступок, так как хлебы помогли спасению Давида и священник разрешил их есть из сострадания к нему…

Поэтому данный пример Иисус закончил словами, что Бог хочет милости, а не жертвы. То есть Господь ждет от нас доброго, открытого, искреннего, любящего отношения к Нему и Его закону, а не насилия, издевательства над собой и другими людьми.

Теперь давайте посмотрим, какие наставления “по духу” содержит Писание о субботе:

В Исх. 20 главе с 8 по 11 стихи Бог возвещает Себя Творцом и говорит, что субботу мы должны посвящать Ему, так как Он наш Творец.

Во Втор. 5:12-15 Господь представляет Себя искупителем и выражает желание, чтобы люди отдыхали в этот день и давали отдых другим, включая животных.

А пророк Исаия (Ис. 58:13-14) призывает не заниматься в субботу обычными делами, чтобы данный день был отрадою, святым отделенным днем, и не потворствовать своей плоти, не угождать своим прихотям...

Например, в Неем. 13:19, сказано, чтобы перед субботой ворота в город запирались, дабы не продавать в нем и не покупать. Отсюда некоторые верующие не позволяют себе в субботу совершать никаких покупок. Однако, выше с 15 стиха видно, что Неемия был возмущен тем, что иудеи в субботу работали и занимались торговлей, именно это он желал прекратить, закрывая ворота в Иерусалим. Таким образом, если человек в субботу, например, идет с миссионерским делом и от жары у него пересохло в горле, он может себе купить воду или напиток, чтобы облегчить страдание. Другое дело, будет не правильно, если человек соберется в субботу в магазин за покупками - “затариваться” (хотя это можно сделать в другой день), вместо того, чтобы отделять субботу и посвящать её Богу...

Подводя итог, можно сказать, что согласно духу заповеди, Господь желает, чтоб субботу мы сделали отделенным от других – святым днем. Этот день мы должны посвящать Богу, делам евангелия и милосердия! Но и можно отдохнуть в этот день, если в другие дни этого сделать не получается, чтобы восстановить организм, ведь в переводе шаббат – это покой. Однако, если человек, проваляется целый день на диване, то это не будет соблюдением субботы, так как здесь на лицо потворство плоти или угождение прихоти. В этом случае верующий не исполнил первого – главного ее назначения – не посвятил субботу Богу.

Господь хочет, чтоб субботы сближали верующих с Ним – любящим Отцом - и это для нашего же блага!


Валерий Татаркин

«Шабат шалом» - это приветствие, которым любой еврей встречает наступление субботы. В субботний день евреи прекращают любую деятельность и садятся за праздничный стол. Откуда пошла традиция и что она означает, рассмотрим далее.

Происхождение праздника

Согласно Священным Писаниям, Творец создал мир за шесть дней, а в седьмой отдыхал. Для евреев праздник был установлен через Моисея более 3000 лет назад. До исхода из Египта смысла в празднике не было, поскольку рабы не отдыхали, а господа не имели потребности в отдыхе, они не работали.

Заповедь о Субботе вошла в еврейский закон при заключении завета на Обязанность ее соблюдения была установлена не только для евреев, но и для всех, кто живет рядом с ними.

В этот день евреи стараются не думать о теле и пище, а устремляют свои взоры к небесному, вечному. Они посещают синагогу и собираются всей семьей за накрытым столом.

Особенности празднования

Соблюдение Субботы начинается с пятничного вечера. С наступлением евреи говорят всем: «Шабат шалом!» Эти слова означают пожелание умиротворенной Субботы каждому встречному еврею. Буквальный перевод «Шабат шалом» - «Субботний мир».

В пятничный вечер хозяйка дома зажигает свечи и молится за детей. Отец особыми словами освящает бокал вина. В этот день используется специальный хлеб - хала. После произнесения молитв семья приступает к трапезе. Запрещены любые суетные разговоры. Свечи создают особую атмосферу, за столом поются праздничные песни. В доме воцаряется мир и покой.

Окончание Шабата - после захода солнца в субботу, то есть празднование длится примерно 25 часов.

Субботние ритуалы

С приветствия «Шабат шалом» начинается субботний покой. Обязательными ритуалами при соблюдении еврейской Субботы являются следующие:

  • Зажигание свечей. Как уже было сказано, это делает хозяйка дома со словами благословения. Зажигаются минимум две свечи.
  • Молитвы. Вечером в пятницу мужчины посещают синагогу для произнесения молитв.
  • Праздничная трапеза. После посещения мужчинами синагоги все члены семьи садятся за стол для торжественной трапезы. Отец благословляет детей, поются гимны.
  • Освящение дня - кидуш. Отец освящает день особыми словами за бокалом вина. При этом халы накрыты салфеткой. После благословения все присутствующие говорят «амен». Затем глава семьи пьет вино и дает отпить всем присутствующим.
  • Омовение рук. Каждый участвующий в трапезе должен омыть кисти и вытереть их с произнесением слов прославления Творца.
  • Трапеза. На столе кроме угощений обязательно имеются две халы, накрытые салфеткой. Они напоминают о двух частях небесной манны, которые Бог давал евреям перед субботним днем. Отец семейства молится и режет халу, макает в соль, ест сам, а затем дает присутствующим. Далее можно вкушать остальные яства.
  • Завершение Субботы. Оно наступает вечером с заходом солнца. За трапезой и бокалом вина произносится особая молитва, Суббота завершается.

Что значит «Шабат шалом» для еврея? Это особые слова, ведь еврейский праздник Субботы - это вечное установление, символ завета между Богом и человеком.

Накануне Шабата евреи убирают в доме, покрывают стол скатертью, нарезают туалетную бумагу, готовят праздничные блюда, пекут халу.

Субботние нюансы

Туристам, оказавшимся в Израиле, нужно учитывать несколько моментов:

  • В пятницу вечером завершают работу все заведения: магазины, кафе, музеи. Открытие их произойдет после окончания Шабата - в субботний вечер, либо утром в воскресенье.
  • Городской транспорт не работает в субботу. Если нужно доехать, можно сделать это на такси или арендованном автомобиле.
  • Лифты в субботу открываются на каждом этаже, чтобы евреи могли не нажимать на кнопку и не нарушать заповедь. Такие лифты существуют в большинстве израильских гостиниц.
  • Экстренные и медицинские службы работают в субботний день. Евреи считают, что для спасения жизни человека можно нарушить заповедь.

Чего еще нельзя делать в субботу? Согласно традиции, евреям запрещена любая творческая работа, в результате которой преобразуется окружающий мир. Запрещено зажигать огонь, включать электричество, ездить на автобусе. А вот нетворческие виды деятельности разрешены. То есть порезать овощи, почитать книгу можно.

Духовное и земное значение

«Шабат шалом» произносится с вечера пятницы и в течение всего субботнего дня. Эти слова и пожелание «мирной Субботы» обращает человека к его наивысшей миссии на земле. Отвечают на пожелание в большинстве еврейских общин так: «Шабат шалом у меворах!» («Субботы мирной и благословенной!»).

Изначально Суббота напоминала человеку о его Творце и об избавлении от рабства.

По сей день Субботний покой останавливает человека в его земной суете, дает возможность отдохнуть, пообщаться с семьей и друзьями, насладиться природой, восстановить силы. Суббота позволяет человеку насладиться плодами своего труда. Еврейская Суббота - великое достижение для человека, дающее возможность осознать события жизненного пути и обратиться к Богу.

В этом году в день Девятого ава - с вечера 21 июля по вечер 22-го - около полутора тысячи евреев поднялись на Храмовую гору. Как сообщило иорданское информационное агентство Petra, это вызвало неудовольствие властей Иордании.

Министр по делам СМИ Иордании Джуману Гунаймат назвала восхождение «провокацией, устроенной экстремистами и поселенцами, вторгшимися на Храмовую гору». По словам госпожи Гунаймат, этим евреи нарушили святость данного и места оскорбили чувства верующих мусульман, а израильское правительство не выполнило обязательств «уважать места отправления данного религиозного культа, в соответствии с нормами международного права".

"Скорее, надо говорить о дискриминации евреев", - отвергла эти обвинения в беседе с «Деталями» Маша Зболинская (Писецкая), пресс-секретарь Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль. И посоветовала взамен обратить на запреты, распространяемые сегодня именно на еврейских посетителей.

Мы обратили. Вот эти запреты - неписанные (то есть не закрепленные ни в одном законе или правилах), но оттого не менее незыблемые. Ограничения вводит полиция, руководствуясь единственной целью - свести к минимуму возможность обострения ситуаций здесь, в месте, к которому прикованы взгляды всего мира. О том, что некоторые действия проводить запрещено, посетители узнают лишь постфактум - когда стражи порядка на месте запрещают им это делать, потому что заранее полный список запретов им (включая евреев-туристов) тоже никто не предоставляет. Юридический форум пытался выяснить, есть ли юридический статус у этих запретов. Выяснилось, что речь идет исключительно об распоряжениях, не имеющих юридических оснований. Тем не менее они исполняются неукоснительно.

Вот что запрещено евреям при посещении Храмовой горы:

  1. Поднимать израильской флаг
  2. Совершить поклоны
  3. Молиться
  4. Совершать движения и перемещения, которые могут выглядеть, как молитва
  5. Приносить сюда священные книги и предметы культа
  6. Восходить на гору через ворота, предназначенные только для подъема сюда мусульман.
  7. Уносить камни или почву с этого места
  8. Срывать листья или оливки с масличных деревьев, которые растут здесь
  9. Отделяться от группы, да и вообще как-то выделяться
  10. Отклоняться от постоянного маршрута, по которому следуют группы еврейских посетителей, и подниматься по ступеням, ведущим к "Куполу скалы"
  11. Проводить обряд обручения ("кидушин")
  12. Приносить карты и путеводители, особенно те, на которых обозначено месторасположение мест, святых для иудеев
  13. Садиться на землю, да и вообще присаживаться где-либо, кроме специально отведенных для этого мест
  14. Пить воду из находящихся тут кранов ("фонтанов")
  15. Фотографировать действия, которые полиция может счесть провокацией.

Список, как можно предположить, неполон. Но далеко не все готовы соблюдать эти полицейские запреты. Маша Зболинская, например, все же провела со своим избранником Александром Хаимом Зболинским, ныне покойным, обряд обручения на Храмовой горе. А друзья сфотографировали это действо, "которое полиция могла счесть провокацией". Случилось это в мае 2009 года, и то был один из первых в мире обрядов обручения, проведенный именно там.

Мы с моим будущим мужем уже тогда были активистами ассоциации «Место встречи», которую мы создали в 2007 году совместно с Анной Антопольской, чтобы знакомить русскоязычных репатриантов с Храмовой Горой, Иудеей и Самарией. И мы решили приурочить обряд «кидушин» - то есть, «обручения», «посвящения» - на Храмовой горе ко Дню Иерусалима, - вспоминает она. - Конечно, поднять хупу – свадебный балдахин - нам бы точно никто не позволил, поскольку обряд «кидушин» надо было провести скрытно. Так что хупа у нас прошла в тот же вечер в одном из поселений Самарии. Сами мы такой сложный процесс не смогли бы организовать, нам очень помогли Ицхак и Талья Имас, тоже бывшие активистами ассоциации "Место Встречи", позже убитые в теракте.

- И как вам все это удалось организовать?

Мы сыграли в своего рода «Зарницу». Муж налил в бутылочку из-под виноградного сока вино, потому что сок можно было проносить, а вино – нет, из-за того, что вино может быть частью ритуала. А кольцо он подвесил на цепочку. После проверки нас впустили, ничего не заподозрив, и двенадцать человек - ведь следовало в любом случае соблюсти «миньян» - поднялись на Храмовую гору.

Но это, как говорится, был первый этап. Самым главным было провести обряд, чтобы не заметили охранники, и надеть на палец обручальное кольцо. Если бы что-то пошло не так, нас ждали бы серьезные неприятности.

Но Всевышний помог: внезапно мы увидели группу молодых ребят, а в центре стоял импозантный пожилой мужчина и что-то увлеченно им рассказывал. Мы подошли поближе, познакомились, и оказалось, что этот человек был одним из тех, кто освобождал Храмовую гору. Он сказал, что следует давней традиции: раз в году, в День Иерусалима, приводит сюда молодежь и рассказывает о былых боях, о том, какой ценой досталась Израилю та победа.

«Что же, не согласитесь ли вы поучаствовать еще в одной операции?» - спросили мы, и объяснили, чего от него просят. И он включился моментально - как заправский актер. Стал рассказывать еще увлеченнее, жестикулировать, повысил голос, показывал буквально в деталях, как проходил бой, где кто стоял, кто куда бежал, где находились израильтяне, где арабы... И тем самым отвлек на себя внимание арабских охранников, которых там было очень много и которые смотрели на него, как завороженные, внимая ему с колоссальным интересом. Это было удивительно - ведь, казалось бы, это не их герой, а их противник! Мы его потом спросили, чем вызван такой интерес. Он объяснил, что арабы уважают не только собственных героев, но и чужих - солдат, которые воевали на другой стороне.

И вот все охранники сгруппировались вокруг него - а пока шел весь этот спектакль, мы быстро завернули за угол. Меня схватили, заставили что-то быстро выпить и что-то сказать, поскольку времени было мало. А затем произнесли заветные слова – «Мекудешет, мекудешет» - «Посвящаешься, посвящаешься…»

- В Вашей группе был раввин?

Конечно, иначе ритуал был бы недействительным. И я стала всем показывать обручальное кольцо на пальце, и все стали кричать «Мазл тов, мазл тов!».

Но тут, как мне кажется, охранники поняли, что они что-то упустили. Они ходили вокруг нас кругами, шептались между собой - но ничего сделать не могли. А потом уже в СМИ попало сообщение, что пара провела обряд обручения на Храмовой горе, несмотря на все запреты.

- Не боялись?

Нет, мы были молодые и веселые, и нас ничего не пугало.

- А сегодня, с одной стороны - протест иорданского министра, с другой - наши многочисленные запреты. «Что за комиссия, Создатель»?!

Приводя группы посетителей на Гору, с запретами, о которых вы говорите, мы сталкиваемся постоянно. Их, на самом деле, немыслимое количество. Нельзя даже шепотом произносить еврейскую молитву - за это могут задержать. Нельзя проносить с собой молитвенники, ритуальные принадлежности. Порой задерживают даже христиан…

- Их-то за что?

Что они входят на Храмовую гору с крестиками на шее. Приходилось наблюдать, как их шокирует подобная претензия.

Причем эту ситуацию мы создали сами, своими руками - вернув Храмовую гору ВАКФу в качестве жеста доброй воли. Широко известен факт, что принятию решения способствовал легендарный Моше Даян, и что это был своего рода политический акт. Однако мало кто знает, что Даяна вдохновило полученное им письмо ультраортодоксальных раввинов. Они объединились и обратились с совместным посланием, требуя вернуть Храмовую гору в арабское владение. Для Даяна это был сигнал, что народ Израиля, похоже, не слишком готов распоряжаться попавшей к нему в руки святыней, это и утвердило его во мнении совершить «акт дарения».

Арабы в Иерусалиме празднуют решение убрать магнометры (металоискатели) от входов на Храмовую гору. 2017 г. Фото: Алекс Либак

- Почему раввины поступили столь странным образом?

Здесь надо понимать специфику отношений национально-религиозного лагеря с ультраортодоксами. Нередко они противостоят друг другу, причем в гораздо большей степени чем светскому обществу. И один из вопросов, по которому у них, образно говоря, идет чуть ли не гражданская война – это вопрос о Храмовой горе.

Помимо опасений, что можно по неведению забрести на запретное место, у них есть и другое опасение - что, тем самым, снизится статус Западной Стены, и тогда они, в какой-то степени, потеряют свою паству. Когда доступ на Гору был открыт, сотни и сотни людей ежедневно устремлялись туда, чтобы увидеть это святое место воочию. Это было поистине народное шествие, и раввины-ультраортодоксы поняли, что им придется подстраиваться под новую ситуацию - значит, надо менять философию и объяснять, как себя вести. А они были к этому не готовы. И, кроме того, они боялись, что складывающаяся явно не в их пользу ситуация усилит национально-религиозный лагерь, который призывал к активности во всем, что связано с Храмовой горой.

Все эти причины в совокупности и привели к решению направить обращение Моше Даяну, которому оно оказалось просто на руку.

- Но мы говорим не о теологических запретах, а о вносимых полицией и не подкрепленной законами. Они продиктованы исключительно соображениями безопасности…

Знаете, эти инструкции вряд ли призваны только обеспечить безопасность евреев. Надо видеть, как вообще происходит подъем на Храмовую гору. Идут иностранцы - они быстро проходят, их особенно не задерживают. Мусульман тоже весьма оперативно пропускают, без особых проволочек. Появляется еврейская группа, как правило, большинство в ней - религиозные люди. Ее тотчас оттесняют в сторону, и, по нашему опыту, проверка порой может длиться больше часа. А потом, что тоже бывает, могут вдруг сказать: знаете, а время входа на гору уже закончилось! Я не знаю, какое-то все имеет отношение к безопасности евреев, но это унизительная, по сути, процедура, посредством которой людям дают понять, что они там, на Горе – нежелательные элементы.

- Полиция утверждает, что меры предосторожности направлены на недопущение столкновений между евреями и мусульманами…

На мой взгляд, это обычная демагогия. Не раз евреев, поднявшихся на Храмовую горе, встречали мусульманские женщины, которым было поручено кричать, провоцировать, швырять в них камни. С другой стороны, евреи ни в какой агрессии замечены не были, зато еврею достаточно немного здесь помолиться - и он может загреметь в тюрьму.

- А посетителей-евреев становится из-за этого меньше? Или больше?

Ситуация, безусловно, улучшается. Я помню времена, когда на Храмовую гору практически невозможно было попасть - не то, что сегодня. Да и инцидентов с полицейскими теперь намного меньше. Но нам еще предстоит устранить многие нелепые запреты и избавиться от надуманных претензий.

Марк Котлярский, "Детали". Фото: Эмиль Сальман
На снимке: во время бракосочетания на Храмовой горе. Фото из архива Маши Зболинской (Писецкой)

На вопрос Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу? заданный автором Броситься лучший ответ это Запрещенные работы
См. также: Шабесгой
Существует тридцать девять видов (запрещенных в субботу) работ. Это:
01. Зореа (посадка растений) .
02. Хореш (пахота)
03. Коцер (жатва) .
04. Меамер (связывание снопов) .
05. Даш (молотьба) .
06. Зоре (отделение зерен от остатков соломы, что в русском языке называется - «веять») .
07. Борер (сортировка) .
08. Тохен (помол зерновых) .
09. Мэракед (отделение зерен от примесей - мелких камешков, семян других растений и т. п.) .
10. Лаш (замешивание теста) .
11. Офе (выпечка хлебных изделий) .
Эти одиннадцать пунктов, как видим, представляют собой основные виды работ, включенных в процесс изготовления хлеба «лэхем апаним» (по-мнению Иерусалимского Талмуда) или же для изготовления красителей, которые изготовляли для окрашивания покрытий Мишкана. Следующие одиннадцать пунктов «описывают» процесс производства материала, покрывающего мишкан.
12. Гозез (стрижка овечьей шерсти) .
13. Мелабен (отбеливание шерсти) .
14. Менапец (вычесывание шерсти) .
15. Цовеа (окрашивание шерсти) .
16. Тове (изготовление пряжи из шерсти или льна) .
17. Мейсех (натягивание нитей на ткацкий станок) .
18. Осе штей батей нирин (устанавливать на ткацком станке продольные параллельные нити для основы ткани) .
19. Орег (ткать) .
20. Поцеах (распускать ткань) .
21. Кошер (завязывание узлов; слово не связано с понятиями, обозначающими кошерность пищи) .
22. Матир (развязывание узлов) .
23. Тофер (шитье) .
24. Кореа аль мнат литфор (разрыв материала, с тем, чтобы потом сшить) .
Следующие семь пунктов дают названия основных видов работ, составляющих подготовительный процесс для изготовления изделий из кожи, также служащих для покрова Мишкана.
25. Цад (охотиться) .
26. Шохет (забивать скот) .
27. Мафшит (свежевать туши) .
28. Меабед (обработка, дубление кожи) .
29. Мемахек (разглаживание кожи) .
30. Месартет (раскроить)
31 Мехатех (разрезание кожи на куски по выкройке) .
В следующей группе, работы необходимые для постройки самого Мишкана, а также приготовления красителей для покрытий Мишкана и переноса частей Мишкана во время странствий евреев по пустыне.
32. Котев штей отийот (написание двух букв) .
33. Мохек аль мнат лихтов штей отийот (стирание двух букв, с тем чтобы написать их заново) .
34. Боне (строительство) .
35. Сотер (разрушение построенного) .
36. Мехабе (тушение огня) .
37. Мавъир (разжигание огня) .
38. Маке бэ-патиш (нанесение заключительного удара молотком, (любое действие, приводящее предмет в состояние готовности, например; настраивание муз. инструментов, вставить новые шнурки в обувь, разрывание туалетной бумаги по линии перфорации и др.)) .
39. һа-моци мирешут лерешут (перенесение объектов из частного владения в общественное) .
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Шабат. Скажите, что нельзя евреям делать в субботу?

Ответ от Водолей [гуру]
Зажигать огонь.


Ответ от Приспособляемость [гуру]
а почему ви уже спрашиваете? О_о


Ответ от Невропатолог [гуру]
Ничего нельзя делать. Реки и те не текут.


Ответ от Жень [гуру]
Нельзя отрицать Мессию Иисуса Христа. Принять Его нужно им и Его учение и благодать и тогда не придется трястись, чтобы случайно нажать кнопку в лифте...


Ответ от David сергий [гуру]
нарушать покой Божий...