Пол ребенка        08.10.2020   

Оберег духовная сила. В чем сила человека, внутренняя, физическая и духовная Понятие духовная сила

Духовная Сила - оберег, предназначенный для людей духовного пути, он является символом постоянного Преображения Духа Человека, способствует концентрации всех Духовных внутренних Сил Человека, необходимых для созидания.

Основа символа — противосолонный коловрат, назначение которого — создавать новое, разрушая старое. Параллельно каждому крылу коловрата выполнена руна Г (Га). Подобное ее расположение символизирует усиленное воплощение в человеке духа, и его стремление от материального к духовному. Такое усиление руной, указывает на многомерность существования человека начиная от мира Прави - это духовно чистая, ясная и простая форма существования в соответствии со строгими, выверенными законами мироздания. Оберег «Духовная сила», в данном случае служит для усиления связи с этим ясным Миром, с «царством высших сил». Вставшему на путь духовного развития он постепенно «убирает» все препятствия, которые мешают получить помощь в проникновении к высшей сути существования миров и их населяющих. Человек тогда может жить, как в чистом духовном мире, так и в мире материальном.

Символ Духовная Сила поможет желающему понять законы Вселенной и Мира духа, отвлечет от полного падения в мир материальных наслаждений, поможет разбудить память Рода, способствует осознанию своего предназначения в мире Явном и в мире Прави. Оберег Духовная Сила рекомендуется тем, кто хочет сохранить самообладание и ясность мысли при любых жизненных обстоятельствах.

«Духовная сила» символизирует связь духа, тела, души. Усиливает способность управлять природными явлениями. Человеку, уважающему свою культуру и своих богов, символ Духовная Сила обеспечит связь с миром предков, благодаря которой появится возможность использовать их силу и способности в нашем Явном мире. Это поможет убрать препятствия и быстрее достичь своей цели. Может, как и у древних Волхвов проявится мистическая способность управлять не только ходом своей жизни, но и природными явлениями. Все это возможно за счет раскрытия внутренних духовных резервов, когда человек начинает жить не за счет мускульной силы, а за счет внутреннего духовного огня.

Важно помнить, что существуют обереги универсальные и те, которые предназначены для людей, избравших духовный путь. Оберег Духовная Сила один из таких символов, предназначенных для людей, избравших тернистый духовный путь развития.

Можно дарить оберег тем, кто знает свою цель, признает существование духовного пути, но запутался в мире желаний. Оберег Духовная Сила постепенно развеет иллюзии, установив связь с «Родовой памятью», миром Прави, и выведет человека на правильный духовный путь, разбив оковы материального мира.

LIVING WITHOUT STRAIN (The Inner Meaning of the Book of Job) by Joseph Murphy, 2003.


© 1959 by Joseph Murphy

© Перевод. Издание. Оформление. ООО «Попурри», 2014

Живи с надеждой в сердце

Книга Иова – одна из самых важных и проникновенных книг Библии, имеющих глубокий смысл – как явный, так и скрытый. На протяжении столетий она была предметом постоянных споров теологов и философов. Основная тема этой книги – человеческие страдания; в ней изложена история справедливого и непорочного человека, который, как ясно видно, не ведая за собой никакой вины, постоянно подвергается всевозможным несчастьям и бедствиям; но в конце ему воздается за все его мучения и он вновь обретает спокойствие духа, счастье и материальные блага.

Возвышенный характер этой книги, духовная глубина, яркие образы, красота метафорического стиля и исключительная выразительность делают ее постоянным источником вдохновения для читателей. Глубина и проникновенность заложенных в нее чувств задевают самые тонкие струны человеческой души, извлекая из нее вечную песнь триумфа, победы и силы, способной преодолеть любые препятствия.

Великие истины, содержащиеся в Книге Иова, являются поистине храмом, в который каждый из нас может прийти, чтобы получить совет и руководство относительно своих проблем, ибо храм этот построен как сокровищница Света Предвечного. Книга Иова открывает двери истинной вере и пониманию. Она воплощает Великий Закон Жизни.

Книга состоит из пяти частей.


1. Пролог, написанный как введение к основному тексту – в прозе (глава 1).

2. Беседы Иова и его друзей (главы 3-31).

3. Речи Елиуя (главы 32–37).

4. Глас Иеговы из бури с краткими ответами Иова (главы 38–42).

5. Эпилог (глава 42:7-17).


В Книге Иова используются два литературных стиля: повествовательный (в прозе) и поучительный (поэтический); оба они представлены в изысканной, утонченной форме.

Содержание Книги Иова – это, в сущности, глубокомысленное рассуждение на тему о тайне бытия и о тех вечных вопросах, которые с нею связаны. Ученые не знают, кто написал эту книгу, но тем не менее включают ее в число самых великих книг человечества, книг, содержащих вечную мудрость, – и среди них она, несомненно, является одной из величайших. Эта драматическая история носит характер легенды, но, по сути, она применима к жизни каждого человека.

Если говорить с духовной точки зрения, то любой из нас – тоже своего рода Иов, так как все мы выходим из тьмы неведения и духовно возрождаемся, озаренные Внутренним Светом, когда начинаем осознавать, что Бог направляет нас из глубины нашего подсознания, побуждая к открытому выражению своей истинной сущности, чтобы мы смогли выбраться из плена невзгод и страданий и обрели Подлинное Видение!

Комментарии к главе 1

1 Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла.

2 И родились у него семь сыновей и три дочери.

3 Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока.

4 Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними.

5 Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их.

Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни.

6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана.


В стихе 1 говорится о том, что все мы рождаемся в этом мире, который условно называется землей Уц, то есть является каким-то условным местом на Земле. Мы рождаемся в уже давно сложившейся окружающей среде, и наше поведение заранее обусловлено – оно определяется нашим окружением, влиянием родителей, а также подвержено воздействию общественных правил и предрассудков. В сущности, каждый отдельный человек представляет собой систему убеждений, взглядов и образов, которые и «облекают в свои одежды» подлинное Бытие. Слово «человек» на санскрите означает «измеритель». Следовательно, человек – это разум, который измеряет, то есть оценивает, все, что есть вокруг него. Вы находитесь в земле Уц, в мире, который является царством ограничений, запретов и зависимости, и пребываете в нем до тех пор, пока «не наступит пробуждение» и вы не начнете использовать заложенные в вас потенциальные возможности. Каждый родившийся в этом мире ребенок является проявлением Бесконечного Присутствия, принявшего материальную оболочку.

Вы приходите в этот мир, чтобы испытать радость от раскрытия своих способностей. Но если бы ваши внутренние силы функционировали автоматически, то вы никогда не смогли бы раскрыть себя. У вас есть возможность использовать жизненные силы как позитивно, так и негативно, в противном случае вы не смогли бы вообще расти, расширять свой кругозор или постигать законы Вселенной. Все мы остаемся в плену унаследованных нами понятий, религиозных учений, которые вдолбили нам в голову в раннем детстве, и убеждений, основанных на определенной доктрине, – и так продолжается до тех пор, пока мы не узнаем о созидательной способности нашего разума изменять условия, в которых мы живем, и осуществлять наши самые заветные желания, взлелеянные в глубине сердца. Когда вы откроете ментальные и духовные законы жизни, то сбросите ярмо рабства и перестанете подчиняться гипнотически действующей смене мнений и ложных убеждений этого мира.

Однако для того, чтобы пробудиться к осознанию своих более возвышенных внутренних сил, вы должны перестать быть ребенком и найти в себе силы разрушить привитое вам в детстве представление о себе, перестать отождествлять себя исключительно с материальной, плотской формой бытия. Вы должны доказать, что вы не просто плоть, которая функционирует в силу необходимости поддерживать те или иные жизненные процессы. Все ваши мысли, чувства, эмоции, образы и мечты невидимы глазу; и я не могу увидеть ваш разум или душу либо прикоснуться к вашей вере, надеждам, доверию, любви, радости, привязанности, размышлениям, желаниям, страсти, отвращению, симпатии и антипатии – все это невидимые вещи. Но ведь они-то и составляют вашу сущность! Вы – нечто гораздо большее, чем тело; последнее – это просто ваш разум в материальной форме или Дух в его зримом проявлении.

В стихе 1 говорится: «Был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла». Любой ребенок, рожденный в любви, свободен от страха, болезней и всякого рода отклонений… Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. В детстве у вас было прекрасное здоровье, в вас клокотала и била ключом энергия, радость, энтузиазм; вы были полны жизненной силы. Вы не имели ни малейшего понятия о войнах и преступлениях, хворях и немощах, о жестокости и бесчеловечном отношении одного человека к другому, о противоборствующих религиозных теориях или путаных догмах, а также о суевериях, предрассудках и страхах толпы. Когда вы лежали в колыбели, вы были невинны и в своем детском воображении, вероятно, играли с ангелами.

Стих 2. Семь ваших сыновей – это зрение, осязание, восприятие вкуса, слух, обоняние, представление и воспроизведение. На раннем этапе жизни мы естественным образом используем эти свойства позитивно, активно, в основном с добрыми намерениями. Когда же эти свойства становятся пассивными, рецептивными и подвергаются внешним негативным влияниям и ложным концепциям, они начинают символизировать семь дочерей. В Египте Моисей встречает… семь дочерей (Исход 2:16).

Из трех дочерей, которые упоминаются в Книге Иова, две есть в каждом из нас. И эти две порождают третью, так что возникает троица, или созидательная способность, присутствующая в каждом человеке, которая дает возможность реализовать наши идеи, выразив их в материальной форме, или в виде накопленного опыта, или определенных действий. Еще задолго до христианства существовали религиозные доктрины, основанные на догмате Троицы. Доктрине Троицы или триединого Бога учили в Древней Индии, Вавило не, Китае, Египте и всех северных странах. В Китае Троица символизировала отца, мать и дитя, или идею, чувство и их проявление. Иными словами, в основу была положена идея: для того чтобы создать третью часть, предварительно требуются две части. Ясная и определенная мысль плюс теплота чувства приводят к появлению того, что становится ответом на вашу молитву.

Древние евреи пользовались системой цифровой символики, и если мы прибавим к цифре семь цифру три, то получим десять, и эта последняя цифра символизирует действие Бога в нашей жизни. Ноль – это символ женского начала, а единица – символ мужского начала. В Книге Иова нам простым языком рассказывают о взаимосвязи присущих каждому из нас мужского и женского принципа, или о взаимодействии нашего сознательного и подсознательного разума. Каждая буква в еврейском языке обозначает определенное число, и если мы сложим цифровые значения еврейских букв имени Иова, то получим десять, или совершенного человека.



Подсознательный разум можно было бы назвать женой, а сознательный – мужем. Наше тело всего лишь инструмент, который использует наш разум. Сознание и подсознание находятся в постоянном взаимодействии, и из этого их союза и рождаются все наши переживания, складываются условия и обстоятельства нашей жизни – как позитивные, так и негативные. Гармоничная и сбалансированная взаимосвязь этих двух начал нашего разума создает здоровье, успех и радостную жизнь. Присущий вам мужской элемент следует рассматривать как мысль, идею, план, образ или цель; а женский элемент – это ваши эмоции, чувства, энтузиазм, вера и восприимчивость. Принцип мужского и женского начала присутствует в каждом из нас и служит объяснением того, почему мы обладаем созидательной силой, способной реализовать все, что заключено в глубине нашего существа, все, что мы облекаем эмоциями и внутренне осознаем как истинное. А когда идея и чувство становятся единым целым, это и есть Бог в действии, так как ваша Божественная Созидательная Сила проявляется теперь либо как руководство, либо как исцеление, либо как обретение подлинного места в жизни.

Во всем мире существует только одна Созидательная Сила, и эта Созидательная Сила есть Бог. Когда вы начинаете осознавать силу своих мыслей и чувств, это значит, что вы открыли в себе Божественную Силу. Все испытания, несчастья, страдания и беды нашего беспокойного века происходят из-за повсеместного негармоничного взаимодействия человеческого сознания и подсознания. Но если вы начнете возвеличивать в своем сознательном разуме правильные концепции и идеи, они обязательно вызовут соответствующее правильное чувство; и тогда разум и сердце, или принцип мужского и женского начала, будут работать вместе как единое целое. Если ваши мысли негативны, то и ваши чувства будут негативными, поскольку эмоции следуют за мыслями. Если ваши мысли полны страха, злобы или несут в себе любую другую разрушительную силу, в вас начинают вырабатываться мощные негативные эмоции, которые находят приют в укромных уголках вашего подсознания. Эти негативные эмоции создают хаос, а так как эмоции должны получать выход, то ясно, что они рано или поздно выплеснутся наружу в виде какой-нибудь болезни или умственного отклонения.

Стихи 5, 6 и 7. Первое, что вы должны сделать после пробуждения, – это тихонько побеседовать с Богом и попросить Его благословения относительно всех своих предприятий предстоящего дня. Первым делом впустите Бога в свою жизнь. Сыновья , о которых здесь идет речь, – это идеи, мысли, планы, образы. Ими нужно «пожертвовать», воспринимая их как нечто отдельное от вас. Используйте следующий подход: все ваши мысли, идеи и цели должны строго соответствовать божественному эталону всего, что только истинно, что честно, что любезно и достославно. Не порицайте себя, если ваши сыновья (мысли) негативны или порою выходят из-под контроля, а вместо этого занимайте свой разум вечными божественными истинами и обновляйтесь духовно. Иногда негативное чувство, например подавленность, может возникнуть под воздействием того огромного океана мыслей и чувств, который нас окружает. Страх, ненависть, ревность, сомнения и происки других людей – все это производные заблуждений окружающей нас толпы, и в какой-то момент, когда вы теряете над собой контроль, эти негативные вибрации могут войти в ваш разум, и тогда вы становитесь мрачными, унылыми и печальными. Негативная ментальная и эмоциональная атмосфера какого-нибудь места может проникать в ваш разум и наполнять унынием ваш дух, подавляюще действовать на ваш энтузиазм и вообще сдержать светлый порыв вашего страстного стремления ко всему лучшему. Когда такое случается, загляните внутрь себя и с помощью меча истины и духовности разгоните мрак и ложные мысли, а затем начинайте утверждать в себе веру и убежденность в правоте любви и великодушии Бога.

Стих 6. Сыны Божии символизируют собой добро, конструктивные идеи, которые приходят из глубин вашего существа в виде вдохновения и праведных желаний. Сатана олицетворяет противодействие этим началам или вашего внутреннего врага.

В Библии сказано, что враги человеку – домашние его, то есть его разум. Вы должны посмотреть внутрь себя и прежде всего поискать враждебную или негативную мысль в своем разуме. Предполагаемый диалог между Господом и сатаной , о котором рассказывается в стихе 7, означает просто спор или рассуждения духовного плана, происходящие в вашем собственном разуме, благодаря которым вы изгоняете негативные, противоречивые мысли и заменяете их идеальными.

Господь – это ваше желание, доминирующее над всеми остальными желаниями; идея, доминирующая в вашем разуме; это может быть желание, связанное со здоровьем, с положением, занимаемым вами в жизни, или с внутренним руководством, которого вы ищете. Вы уже знаете, что ваши мысли приходят парами. Вы желаете здоровья – что является утвердительной и позитивной концепцией, – но тут же возникает противоположная негативная концепция, которая бросает вызов первой. Вы желаете богатства, но в ваш разум немедленно приходит противоположная мысль, напоминающая вам, скажем, о том, что вы разорены и что все для вас потеряно и выхода нет. Запомните: нет никакого дьявола, который бродит по земле, сея негативные мысли в наши умы; просто на каждое «да» в вашем сознании всегда найдется какое-то «нет». Так называемый дьявол – это вера в противоборствующую Богу силу, которая создает противоречие в разуме, вызывая нерешительность и сомнения. Враг, разрушитель, противник или дьявол – это вера в недостаток, ограничение, неудачу, болезнь и указание на бессилие и чувство неполноценности, которой вы позволяете закрасться в ваш разум. Дьяволы, терзающие вас, – это ненависть, ревность, страх, беспокойство и напряжение.

Слово «сатана» означает «ошибаться», то есть делать промахи, отворачиваться от Бога и Истины и веры в Единую Силу. Сатана символизирует также предрассудки общества, которые вторгаются в сознание каждого из нас и вызывают ощущение нужды, ограничений и страдания. Сатана – это ничто, пытающееся стать чем-то. Вы отвергаете сатану, когда полностью, решительно и бесповоротно изгоняете из своего разума саму мысль о том, что вы не можете чего-то достичь или реализовать задуманное. Вы должны твердо отказаться впускать в свой разум всякого рода страхи и сомнения, потому что это противоречит Всемогущему Богу в вас. Мысль о неудаче – это лишь иллюзия силы; на самом деле неудача бессильна.


7 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле и обошел ее.


Стих 7 говорит нам о том, что сатана – это миф, поскольку нет такого существа, которое ходило бы по земле и обошло ее. Один мой старый знакомый слепо доверял своему партнеру, но тот обманул его доверие и скрылся, прихватив с собой все деньги, которые лежали на банковском счету моего приятеля. И он поддался обычному непреодолимому искушению – преисполнился негодования и ненависти и стал желать своему бывшему партнеру всяческих бед. Изливая передо мной душу, он сказа л: «Я взял этого человека в свой бизнес, относился к нему по-дружески, дал ему пятьдесят процентов прибыли от бизнеса». В нем все больше нарастало чувство досады, пока я не указал ему на опасные последствия разрушительного гнева, ненависти и вражды. И он вдруг осознал, что врагом (дьяволом) был не другой человек, а его собственные, исполненные ненависти мысли, на которых он остановил свой выбор и которые в конечном счете разрушили бы его и физическое, и ментальное здоровье. Но он вовремя взял себя в руки, раз и навсегда отказался от искушения – давать приют в своем разуме злым и разрушительным мыслям по отношению к другому человеку – и начал систематически призывать Духа Святого, заявляя о Божественном руководстве и Его Любви. Он изменил направление своих мыслей и следил за тем, чтобы они сообразовывались с Божественным Законом Любви и Доброжелательности. Он помолился и благословил своего бывшего партнера, который бесследно исчез. Каждый раз, когда мой приятель вспоминал об этом вероломном человеке, он говорил: «Да пребудет с тобой Господь». В конце концов он смог встретиться с бывшим партнером в своем разуме и действительно оказался способен послать ему волну божественного мира. Серьезным и решающим испытанием в деле подлинного прощения является вопрос, который вы должны задать себе: «Как я встречусь с этим человеком в своем разуме?» Будете ли вы излучать доброжелательность и божественное благословение? Если из глубин вашего сердца поднимется волна спокойствия и внутреннего благоволения, то можете быть уверены – вы уже очистили как свой сознательный, так и подсознательный разум.


8 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.

9 И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов?

10 Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле;

11 Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?


Здесь описывается ответ сатаны Господу: «О да, Иов предан Тебе, пока все у него хорошо. Но случись какое-нибудь несчастье – благословит ли он Тебя?» Плач Иова – это выражение мыслей каждого человека, проходящего по земле. Тот, кем я являюсь, и тот, каким я хочу быть, всегда ведут спор между собой в моем разуме. И только путем духовного осознания человек может разрешить эту проблему.

У каждого человека есть внутреннее желание расти, расширять свой кругозор, достигать чего-то, добиваться цели и идти вперед. В каждом из нас есть Божественное или Космическое Побуждение – выпустить на волю Богом данные силы и способности и идти вперед, превозмогая трудности и одерживая победы. Однако внешние условия, обстоятельства, мнение других людей и собственные мысли, полные страха и сомнений, сдерживают наше движение вперед. Мы же полагаем, что материальные факторы преграждают нам путь и мешают осуществлению наших желаний.

Скажем, человек жаждет исцеления, но ему говорят, что его болезнь неизлечима. Он выслушивает мнение врачей и друзей и всецело поддается действию их внушения, начинает верить в барьеры, воздвигнутые ими, и в конечном счете становится жертвой отчаяния. Это и есть непрекращающийся спор между низменным и духовным началом, заложенным в каждом человеке; между вами и вашим идеалом или желанием; внешними факторами; убеждениями и предрассудками толпы, бросающей вызов высоким идеалам и добрым побуждениям, заключенным внутри вас.

Ваш личный Господь – это ваша доминирующая идея или желание. То, на чем сконцентрировано ваше внимание, можно считать вашим Господом, так как это управляет вашими мыслями и эмоциями. Если вы больны, но не сосредоточены на физической боли, симптомах болезни и страдании, это значит, что вы начинаете концентрироваться на Исцеляющем Присутствии внутри вас, зная, что все ваше тело преобразуется Его Целительным Светом, чувствуя и осознавая, что если вы воззовете к Нему, то получите ответ, которым и будет совершенное здоровье и гармония. Сосредоточивая внимание на Боге и Его Целительной Энергии, вы пребываете со своим Господом (разумом).

Сатана (негативные мысли) бросает вам вызов, когда вы молитесь об исцелении. Это означает, что страх, сомнение, беспокойство поднимаются в вашем разуме, пытаясь отговорить вас, чтобы вы не верили в силу Бога. Эти мысли и предрассудки толпы иногда будто насмехаются над вами, говоря: «Да что там! Это же просто невозможно», «Слишком поздно спохватился», «Все зашло уже слишком далеко», «Состояние безнадежно». Когда в вашем разуме возникает такой спор или когда вы начинаете страдать вследствие каких-либо ограничений, недостатка в чем-то или из-за чувства несоответствия, знайте, что это сатана, или так называемый дьявол, идет бок о бок с вашей целью или честолюбивым стремлением.

Доктор Финеас Паркхерст Куимби, создатель и «первопроходец» в области ментального и духовного исцеления в Соединенных Штатах, часто использовал диск уссионный метод исцеления при лечении заболеваний, с которыми он сталкивался в своей практике. Сейчас этот метод стал весьма популярным. Куимби говорил своему пациенту: «Считайте, что я ваш адвокат перед лицом Всевышнего. Дайте мне все материалы своего дела, и я смогу защитить вас в суде еще до вынесения окончательного приговора на Небесах и докажу вашу невиновность». И он добивался удивительных, поистине невероятных результатов. Ситуация в корне изменялась – благодаря осознанию того, что болезнь или недомогание возникли вследствие ошибочной идеи, искаженного образа или ложного направления мысли больного.

Духовная сила

♦ (ENG spiritual strength)

власть и способность, данные Святым Духом для сопротивления искушениям , страданиям и злу ради христианского образа жизни.


Вестминстерский словарь теологических терминов. - М.: "Республика" . Мак-Ким Дональд К. . 2004 .

Смотреть что такое "Духовная сила" в других словарях:

    СИЛА - жен. источник, начало, основная (неведомая) причина всякого действия, движенья, стремленья, понужденья, всякой вещественой перемены в пространстве, или: начало изменяемости мировых явлений, Хомяков. Тяготенье основная сила природы. Сила есть… … Толковый словарь Даля

    сила - сущ., ж., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? силы, чему? силе, (вижу) что? силу, чем? силой, о чём? о силе; мн. что? силы, (нет) чего? сил, чему? силам, (вижу) что? силы, чем? силами, о чём? о силах 1. Силой называют способность живых… … Толковый словарь Дмитриева

    сила - Индоевропейское – sei (связь, соединение). Общеславянское – sila (сила). Слово «сила» известно с древнерусской поры (XI в.) со значениями «естественная способность, свойство», «телесная сила», «духовная сила», «могущество», «власть» и др. Слово… … Этимологический словарь русского языка Семенова

    ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

    сила - ы; ж. 1. обычно ед. Способность живых существ к физическим действиям, требующим значительного напряжения мышц. Мышечная с. С. рук, ног. С. в руках, ногах у кого л. Недюжинной силы кто л. Ударить изо всей силы. Толкнуть кого л., захлопнуть дверь с … Энциклопедический словарь

    сила - ы; ж. см. тж. в силу, в силу того, что, всеми силами, никакими силами, от силы, сила!, силой, сило … Словарь многих выражений

    Сила духа (твердость духа) - – высокая духовная, душевная стойкость. Там, за далью непогоды, Есть блаженная страна: Не темнеют неба своды, Не проходит тишина… Но туда выносят волны Только сильного душой!.. Смело, братья, бурей полный, Прям и крепок парус мой! (Н. Языков,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

    Киевская духовная академия - – С 1615 г. на помощь Киево Печерской лавре в деле просвещения русского народа в духе православной веры и в истинных традициях русской народности явилась школа, неразрывно связанная с Киево братским монастырем, основанная дворянкою Галиною… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Тапильский, Сила Степанович - протоиерей, писатель и собиратель известий по истории духовенства, родился в 1817 г. в селе Борце, Сапожковского уезда, Рязанской губернии, в семье причетника, учился в Рязанской духовной семинарии, по окончании курса которой, как один из лучших… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Духовная сила человека , Мэрфи Джозеф. Опираясь на собственное философское переосмысление событий, о которых повествует Книга Иова (одна из слагающих Ветхий Завет), автор провозглашает, что невзгоды, болезни, иные тяжелые…

Долгое время душа человека была выведена за рамки науки.
"Придет время, - говорил великий физиолог И.П. Павлов, - когда ученый возьмет в руки душу и отнесет ее в лабораторию для исследований".
Пророчество великого ученого осуществили физиолог академик П.В. Симонов и театральный педагог, режиссер, кандидат искусствоведения П.М. Ершов. Они провели исследования на актерах, призванных своим искусством создавать "жизнь человеческого духа".
В результате совместной работы ученого и режиссера была сформулирована научно обоснованная теория о первопричине и движущей силе человеческого поведения. Ее назвали "потребностно-информационная теория".
За многообразием человеческих эмоций, действий, поступков человеку, вооруженному потребностно-информаци-онной теорией, открылась область, почти не изученная, - потребности человека. Это позволило подойти к ответам на вопросы: что такое душа человека? Как понимать себя, других? Как воспитывать духовность?
Поскольку все это вопросы животрепещущие, рассмотрим их хотя бы коротко.
Чем занимается потребностно-информационная теория? Все живое отличается от неживого одним неопровержимым фактом - наличием биологической энергии (энергии Жизни). Эта биоэнергия проявляется в виде многообразных и многочисленных потребностей (желаний, влечений, любви). Иными словами, человек жив, пока функционируют его потребности.
"И море, и Гомер - все движется Любовью!" - говорил О. Мандельштам.
По уровню развития потребностей весь живой мир делят на четыре класса: (1) микроорганизмы, (2) растения, (3) животные, (4) человек.
Потребностно-информационная теория рассматривает потребности человека.
"Каждый человек- стоит ровно столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", - говорил Марк Аврелий. Иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
Но человек редко осознает свои исходные потребности. Ему свойственно понимать лишь цели и дела, в которые эти глубинно скрытые потребности переходят. А трансформация потребностей происходит от информации, которая поступает к нам постоянно: извне, изнутри, из прошлого, в продолжение всей жизни. Восприятие и оценка новой информации всегда окрашена какой-то эмоцией - положительной (в случае прогноза удовлетворения потребности) или отрицательной (в случае прогноза ее неудовлетворения).
Процесс перехода любой потребности в конкретные поступки и действия сопровождается эмоцией, поэтому мы привыкли рассматривать эмоцию и вызвавшую ее информацию как причину данного поступка. Хотя в действительности поступок продиктован не информацией, не эмоцией, а потребностью.
Например, вам срочно надо быть в городе М. Вы знаете (у вас есть информация), чтобы попасть в этот город, надо поехать на вокзал, купить билет, сесть в поезд и проехать 12 ч. С этой предварительной информацией (И,) вы отправляетесь на вокзал, идете к кассе, а там закрыто, билетов нет. Какая у вас будет эмоция? Отрицательная. Вдруг вам некто предлагает билет. Какая эмоция? Положительная! Но стоимость билета недоступна вам. Опять эмоция. (Уже отрицательная.) В это время открывается касса. Снова эмоция! И так бесконечно. Вся жизнь человека в сплошных эмоциях - то положительных, то отрицательных. Но наши эмоции зависят только от наших потребностей. Если бы вам не надо было ехать в город М., неужели вас взволновала бы стоимость билета и работа кассы? Конечно же, нет! Зачем я об этом пишу?
Зависимость эмоций (Э) от наших потребностей и вновь полученной информации (И2) помогает лучше понять свои в чужие чувства, внутренний мир человека. "Познай себя, и ты познаешь мир", - говорил Сократ.
Эмоция - лакмусовая бумажка, проявитель ваших скрытых потребностей. Можно даже представить себе формулу чувств: Э = П х (И, + И2), где: Э - эмоция, П - потребность, И, - ранняя информация, И2 - новая информация. Таким образом, мы понимаем, что любая наша эмоция зависит от потребности и вновь полученной информации. А это значит: чтобы управлять своими эмоциями, надо знать и понимать свои потребности.
Каковы потребности у человека?
1. Потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа потребностей названа "витальные потребности". Они проявляются в двух видах - "для себя" (лично) и "для своих" (для продолжения рода).
2. Потребность занять определенное место в обществе или в умах людей. Эта группа названа "социальные потребности". Они базируются на справедливости (правах и обязанностях) и тоже выступают в двух видах - "для себя" (мои права) и "для других" (мои обязанности).
3. Потребности познавать мир (как внешний, так и внутренний). Эта группа потребностей получила название "идеальные" или "познавательные потребности".
На три основные (исходные) группы потребностей человека - витальные, социальные, идеальные - обратил внимание впервые Ф.М. Достоевский.
4. Кроме того, человеку свойственно стремление к идеалу. Эту группу потребностей назвали "идеологическими".
Гегель называл их религиозными.
5. Историк-этнограф Л.Н. Гумилев выделил еще одну группу потребностей - потребность принадлежать не только ко всему человечеству, но и к определенному роду, нации, расе. Эту группу потребностей он назвал "этнические".
Этнические и идеологические потребности, в отличие от трех исходных (витальных, социальных, идеальных),; принадлежат к группе промежуточных потребностей, поскольку этнические потребности, с одной стороны, близ- ки к витальным ("для своих"), а с другой - к социальным, а идеологические потребности, с одной стороны, близки к социальным, а с другой - к идеальным.

Это легко можно себе представить на таком образе: вы - зеленая Елочка. Какие у вас потребности? Да их множество, как иголочек на одной елочке. Можно их пересчитать? Невозможно! Но их можно сгруппировать. И для удобства мы возьмем и сгруппируем их.
Нижний ярус нашей Елочки соберет все витальные потребности. Средний ярус соберет все социальные потребности, а верхний - идеальные. Между витальными и социальными расположен будет ярус этнических потребностей, а между социальными и идеальными - идеологический. У нас получилась очень стройная и даже красивая Елочка (15).
6. Удовлетворение всякой потребности требует преодоления препятствий. Специфическая потребность в преодолении препятствий обнаружена академиком П.В. Симоновым и названа "воля". На стадии животных И.П. Павлов выявил ее как "рефлекс свободы". Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. В некоторых областях деятельности воля имеет первостепенное значение (например, спорт, искусство, наука).
7. Наблюдая слепоглухонемых новорожденных, врач А.И. Мещеряков обратил внимание еще на одну специфическую группу потребностей, пущих всем животным, но в большей мере и в наиболее богатом содержании - человеку. Эта группа потребностей была названа "потребность в вооруженности" (или "компетенции"). Потребность в вооруженности наращивается у человека с первых минут рождения в следующей последовательности: мускульное движение, подражание, игра, коллекционирование, любознательность.
Потребности "воля" и "вооруженность" отнесены к разряду вспомогательных потребностей. Они подкрепляют любую другую потребность. Если нет воли, никакая потребность не может быть осуществлена, если нет потребности в наращивании средств и способов удовлетворения потребностей (т.е. потребность в вооруженности), - ваши усилия будут или мучительны, или напрасны. И поэтому мы поместим эти две вспомогательные потребности - воля и вооруженность - в ствол нашей Елочки. Корни их уходят в животный мир, а их энергия бежит током по стволу Елочки, питая все ее иголочки-потребности.
Итак, все поступки любого человека, вплоть до мельчайших, всегда продиктованы его потребностями. Их многообразие можно представить себе в виде следующих групп: три исходных в двух видах (витальные, социальные, идеальные), две промежуточные (этнические и идеологические), две вспомогательные (воля и вооруженность).
Индивидуальная неповторимая композиция и внутренняя иерархия потребностей конкретного человека определяют его личность.
Помните, в нашем детстве была такая игрушка - калейдоскоп. Трубочка - смотришь в глазок - один, встряхнул трубочку - другой, а все из 7 разноцветных стеклышек. Еще пример: 7 нот - до, ре, ми, фа, соль, ля, си - и все многообразие музыки Штрауса, Бетховена, Шостаковича! Так и здесь - всего семь групп потребностей и неисчислимое разнообразие человеческих характеров, темпераментов, личностей, душ!
Что такое душа? Все потребности естественны. Они пущи человеку любой расы, нации, класса, вероисповедания и т.п. Ни одну из потребностей ни создать искусственно, ни ликвидировать нельзя.
Можно оперативно ликвидировать половую потребность, можно усилить одну, ослабив другую. Так, не удовлетворяя витальные потребности (в пище, одежде, жилье, комфорте), можно усилить их, и тогда потребности в справедливости (т.е. социальные) и потребности идеальные отступят на второй план. Но подобными средствами исходные потребности не ликвидируются, они лишь на более или менее длительный срок уступают свое место другим, сокращаясь в силе.
Если же в основе жизни лежит потребность, если каждый человек - букет или определенная композиция потребностей, сочетание каких потребностей создает его неповторимый духовный мир, его уникальную душу?
Совершенно очевидно, к духовности можно отнести ту группу потребностей, которая стремится к познанию, стремится открыть новое. Это стремление к правде, истине.
Однако этого мало. Говоря о духовности, мы представляем себе качества, связанные с добром.
Значит, к духовности мы можем отнести группу социальных потребностей, которая названа "для других" и которая нередко побуждает человека действовать даже в ущерб своим личным интересам, из альтруизма, из любви к ближнему. Этот принцип альтруизма и способствовал развитию человека на планете.
В силу еще не.вполне ясной закономерности эти две группы потребностей - стремление к истине, правде (потребность познания) и стремление к добру (социальная потребность "для других") - постоянно оказываются рядом.
"Жизнь для меня определяется любовью к людям и свободным исканием истины", - говорил В.И. Вернадский. Примеры жизни замечательных людей на Земле иллюстрируют и подтверждают эти слова.
Для духовной жизни и деятельности человека характерно бескорыстие. Деятельность "для других" осуществляется без расчета на немедленное социальное вознаграждение, а познание не преследует конкретных целей.
Так потребностно-информационная теория приводит нас к мысли, что "душа" и "духовность" человека - не в его знании, не в его словах, эмоциях и занимаемой должности или месте в обществе, а в индивидуально выраженной структуре двух фундаментальных потребностей личности -идеальной потребности познания и социальной потребности "для других".
Конечно, у каждого человека эти качества развиты по-разному, по-разному вооружены, и каждый представляет по-своему, что есть добро и правда. И очень часто на практике эти представления вступают в конфликт (либо правда, либо добро). Но мы пока рассматриваем схему человеческих потребностей. А на схеме мы уже можем увидеть, сколько "духовного" изначально заложено в нас Природой.
Попробуем позолотить нашу Елочку - пусть загорятся золотом места, где расположена потребность в Правде и Добре, составляющая духовность человека.
Представьте себе! Ярко засверкает вершина, верхний ярус, где расположены познавательные (идеальные) потребности, загорятся социальные потребности в варианте "для других". В идеологических потребностях все будет зависеть от того, насколько у конкретной личности эти потребности бескорыстно служат добру и истине, ведь они легко перерождаются в фанатизм и ритуал. Но даже в этнических, витальных и социальных потребностях мы обнаружим россыпи золота -там же есть потребности "для своих", т.е. "для других".
Надо заметить, что потребности "для себя" бессмысленно противопоставлять потребностям "для других", поскольку все потребности несут свою полезную функцию. Потребности "для себя" оберегают человека, порождают в нем чув- ство собственного достоинства, независимость суждений, самостоятельность мысли. А потребность "для других" делает человека доброжелательным, способным к сочувствию, сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.
"Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только за себя, зачем я?!" Человек ощущает смысл и цель своей жизни лишь тогда, когда сознает, что нужен другим (нужен -значит, любим).
Итак, позолотив Елочку, мы видим, что на ней очень много мест, которые указывают нам, что в человеке значительно больше духовного, чем бездуховного. Причем духовное заложено в потребностях человека. А потребности неистребимы. Откуда же тогда в жизни так много зла?! Проституция, наркомания, воровство, мошенничество, войны, голод, нищета, социальная несправедливость - откуда все это?!
Ответ на эти вопросы кроется в двух основных причинах - в самом человеке и в тех нормах, которые бытуют в самом обществе, - не провозглашаются, не декларируются, а бытуют.
Первое. Нельзя сбрасывать со счета, что человек неразрывно связан с природой, ее растительным и животным миром. Неповторимая композиция потребностей каждой личности строится прежде всего на генетической, наследственной структуре потребностей и предынформированности вновь рожденного человека. Если в течение десятилетий извращать знания в области морали, нравственности, добра, то уже в предынформированности вновь рожденного человека будут заложены извращенные, противоестественные потребности.
Чтобы понять это, надо представить себе: как "работают" потребности? Движимый многими потребностями человек определенное время занят наиболее актуальной из них. Это доминанта: либо ситуативная, вызванная острой нуждой, либо практическая, требующая какого-то времени (большего или меньшего), либо доминанта Жизни - наиболее устойчивая из всех пущих данному человеку. Реально мы всегда заняты удовлетворением практических доминант.
Удовлетворение, практических доминант так или иначе зависит от вооруженности человека, силы сопутствующих потребностей и силы доминанты Жизни.
Что такое вооруженность человека? Потребность в вооруженности (т.е. в овладении средствами и способами удовлетворения потребности) всегда идет по пятам всякой сильной устойчивой доминанты. Если у доминанты нет этого спутника, значит, доминанта слаба и неустойчива.
Но часто бывает так, что обстоятельствами жизни человек вынужден заниматься не своей личной доминантой, а выполнять дела, лежащие вне его доминанты Жизни. Вот тогда получается, как говорил Наполеон:
"Многие беды на Земле происходят от того, что люди занимаются не своим делом: великий портной прозябает в бесталанном муже науки, а гениальный брадобрей мается в министерском кресле".
В основу вооруженности человека входит его предын-формированность - те знания, которыми человек располагает уже в генетической наследственности и которые влияют на своеобразную структуру его потребностей. Эту предрасположенность (к музыке, ованию, технике, ремеслу и т.п.) рассматривают как врожденную вооруженность.
Предынформированность человека в целом проявляется в трех уровнях: подсознание, сознание, сверхсознание.
В подсознании врожденная вооруженность (предынфор-мированность) не нуждается в понятиях. Это знания, используемые как "само собой разумеющиеся".
В сознании врожденная вооруженность состоит из множества знаний, которые человек может передать другому тем или иным способом - языком, жестом, мимикой и т.п.
Предынформированность на уровне сверхсознания человек не осознает. Это знания впервые возникающие, творимые вновь на основе всей прочей предынформированно-сти сознания, подсознания и практического опыта в целом.
Стимулом возникновения и возбудителем "сверхсознания" являются повышенная сила потребности, с одной стороны, и отсутствие средств ее удовлетворения в сознании -с другой. Поэтому проявление "сверхсознания" можно считать индикатором доминирования одной потребности над другой, подобно тому как эмоции являются проявителями потребности и значительности вновь полученной информации.
Более или менее устойчивую деятельность "сверхсознания" называют вдохновением, ее же проявления называют интуицией, догадкой, изобретательностью. Все проявления "сверхсознания" выступают неожиданными вспышками, подобно "озарениям". Все зависит от того, в какой мере сознание и подсознание данного человека вооружено средствами удовлетворения потребностей.
Хороший пример работы подсознания, сознания и сверхсознания дает П.М. Ершов:
"Мне необходимо изучить иностранный язык. Данного языка я не знаю, т.е. язык не входит в мою Предынформированность.
Я сознательно птупил к изучению, освоению этого языка, т.е. я вооружаюсь.
Я освоил этот, язык: могу читать, переводить, пользоваться им. Язык вошел в состав моей вооруженности на уровне сознания.
Далее я совершенствую свои знания и уже без труда читаю, понимаю, говорю, думаю, т.е. язык вошел в мою Предынформированность на уровне подсознания.
И вдруг однажды я открываю, что могу не только говорить, писать, мыслить на этом языке, но и сочинять, т.е. творить на нем художественный текст. Значит, я овладел языком на уровне сверхсознания".
Бывает, что "сверхсознание" отождествляют с "бессознательным" и ошибочно противопоставляют способности (т.е. Предынформированность) обучению (т.е. вооружению благоприобретенному). В жизни это приводит к недовооружению сознания и к пренебрежению обучением, а это ведет к уродливым трансформациям естественных потребностей.
Потребностно-информационная теория обращает особое внимание на важность всех трех звеньев предынформированности: сознания, подсознания и сверхсознания. Все они необходимы для развития и совершенствования сферы человеческой деятельности.
Вооружением сознания можно обеспечить естественную работу как подсознания, так и сверхсознания.
А это значит, что Предынформированность в генетической наследственности не фатальна. Куст дикого шиповника, пересаженный заботливыми руками садовника на другую почву, смог превратиться в розу. Все зависело от ухода и таланта садовника. Вооружаясь путем подражания, игры, коллекционирования, любознательности, а затем образования, можно "окультивировать" свои врожденные потребности.
Вторая причина роста бездуховности - нормы общества. И отношение к ним личности.
Удовлетворение потребностей человека происходит не в вакууме, а в обществе, которое всегда организовано общественно-историческими нормами. Нормы общества X века не похожи на нормы XX века, а нормы миллионера - на нормы бедняка.
Отношение потребности данного человека к господствующей общественно-исторической норме ее удовлетворения проявляется двояко: либо нормы сохраняются, либо преодолеваются.
Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, бытующих в данном обществе, в данное время.
Потребности развития преодолевают нормы. Схема развития общественно-исторических норм человеческих потребностей следующая.
Человек, движимый заложенной в нем потребностью, ищет пути ее удовлетворения. Вооружаясь знаниями, умениями, навыками, он достигает цели. Его успешный опыт вооружает других. Другие культивируют этот опыт в общественной среде как некую новую норму. Появляется новая личность, которая, движимая своими потребностями, эту норму превышает. Новый успешный путь удовлетворения потребностей данной личности входит в опыт других. Возникает новая общественно-историческая норма.
В пределах данной среды эта норма определяет состав и содержание конкретных потребностей отдельных людей. Так человек неизменно выступает как продукт общественного развития.
Социальная потребность развития "для себя" проявляется стремлением улучшить свое общественное положение, а социальная потребность развития "для других" требует совершенствования самих норм или улучшения норм какой-либо социальной группы.
Идеальная потребность сохранения удовлетворяется простым усвоением объема и уровня знаний, достигнутых к настоящему времени обществом, а идеальная потребность развития вынуждает стремиться к непознанному, никем ранее не изведанному, не известному никому.
Потребности общественного развития начинают работать лишь тогда, когда они становятся потребностями большинства составляющих общество людей.
Что делать, чтобы духовная сила общества возрастала?
Надо, чтобы духовные потребности были пущи большинству людей и востребованы общественными нормами. Тогда и только тогда они могут влиять на трансформацию потребностей каждого члена общества. Для того чтобы человек относился к общественным потребностям, как к своим личным, а общество, в котором он живет, воспринималось им как лично ему необходимое общество, нужно соблюдать два обязательных условия.
Первое: материальные, социальные, идеальные потребности каждого члена общества должны быть увязаны с потребностями развития и совершенствования данного общественного производства.
Второе: система производственных отношений общества должна обеспечить возможность не только надежного перспективного прогнозирования удовлетворения потребностей каждого члена данного общества, но и его личного влияния на этот прогноз.
Эти связи человека и общества должны быть наглядными, очевидными. Человек постоянно и непрерывно должен получать подтверждение существования такой связи (как в хорошей, любящей семье это ощущает ребенок).
Если какие-то решения, от которых зависит успех или неуспех хода дела, принимаются помимо меня, если я не в состоянии представить себе отчетливо, как эти решения скажутся на удовлетворении моих потребностей, то механизм прогнозирования не срабатывает, эмоции не включаются, дела не двигаются, знания не становятся убеждениями.
Этот механизм заложен в структуре общества, каждой семьи, отдельной судьбы.
Как все-таки победить бездуховность? Бездуховность - болезнь, бедствие, грозящее человечеству и каждому из нас более губительными последствиями, чем рак или СПИД. На каждом шагу мы постоянно сталкиваемся с тем или иным его проявлением. Корень зла бездуховности в невежестве - в непонимании движущих сил любого поступка человека. Тут не помогут ни уговоры, ни тюрьмы. Надо знать, как победить эту болезнь.
Признавая реальность и неистребимость всех потребностей человека, мы должны на первое место поставить заботу о формировании духовных потребностей - стремление действовать, поступать, мыслить в уважении и внимании к правде и добру, а не из страха наказания или корыстных видов награды, похвалы.
Альтруизму можно учить, как учат языку!
Воспитание духовности начинается с самых элементарных правил - вежливости, внимания к окружающим людям, с мелочей, культуры взаимоотношений, основанных на доброте и внимании, культуре поведения, быта, дисциплины.
Как мы уже видели на примере с изучением иностранного языка, через сознание воспитание воздействует на подсознание, закладывается в нормы жизни, поведения, представления, и тогда мы можем надеяться на работу сверхсознания воспитуемого.
Прямой путь к подсознанию - подражание. Никакие призывы, разъяснения, декларации не заставят человека вести себя должным образом, если в ближайшем окружении он будет видеть противоположные примеры. Чтобы воспитывать других, надо воспитывать себя. Воспитывать других можно только через себя. Вопрос о воспитании сводится лишь к одному - как жить самому?
Ни общения, ни сопереживания, ни "душевные" контакты (проповеди и лекции) сами по себе не вооружают человека. Человек нуждается в реальной помощи - в повышении своей вооруженности для удовлетворения своих потребностей. А мы их уже знаем! Индивидуальность -это прежде всего сочетание потребностей и их вооруженность.
Недостача врожденной вооруженности (предынформи-рованности) к данному виду деятельности, т.е. отсутствие способностей, порождает отрицательные эмоции, по силе не уступающие разочарованию в себе, ощущение своей никчемности, профессиональной, человеческой несостоятельности, профессиональной некомпетентности.
Почему человек употребляет алкоголь или наркотики? Он глушит отделы мозга, упрощая тем самым путь к удовлетворению своих потребностей. В таком состоянии ему проще жить - не надо знать, уметь, соблюдать нормы, отвечать за что-то. Наказывать таких людей бесполезно. Есть только один путь - вооружать человека знаниями, умениями, навыками, в том числе профессиональными, опытом, дающим ему возможность использовать свои силы для достижения цели. Стремление к вооруженности должно поддерживаться и всячески стимулироваться обществом.
В любой экстремальной ситуации вооруженность человека позволит ему продолжать активный поиск новых способов преодоления неблагоприятных ситуаций. А если ситуация остается сложной и трудноразрешимой, активная деятельность не позволит человеку дезорганизовать себя.
Надо заблаговременно воспитывать (т.е. вооружать) те социальные и идеальные потребности, которые должны занять господствующее положение в практических ситуациях, оттеснив потребности самосохранения и личных эгоистических амбиций на второй план.
Итак, духовность лежит в основе потребностей каждого человека, она неистребима даже в заядлом бюрократе, формалисте и преступнике.
Как происходит актуализация потребности?
Актуальная (т.е. самая насущная, необходимая) для человека, но неосознаваемая потребность (например, недостаток в организме витамина группы В) сталкивается с информацией, вооружающей эту потребность способами и средствами удовлетворения. Человек пробует. У него получается. Возникают положительные эмоции. Положительные эмоции укрепляют потребность. Усиленная потребность уже более высокого ранга способна породить новую, перспективную цель. Так происходит возвышение потребностей.
Для того чтобы вооружать человека способами удовлетворения его потребностей, надо прежде всего эти потребности знать.
Знакомая вам уже Елочка показывает, в какой идеальной иерархии они должны бы располагаться.
Обычно эгоисты и обыватели обладают роскошным зеленым нижним ярусом, а где-то около социального яруса "для других" иголочки у них усохшие.
У неразумных альтруистов один бок Елочки будет непомерно богат ветками, а противоположная сторона - "голенькой". У Гитлера, Сталина, Садата и других подобных им личностей социальные потребности "для себя" чрезвычайно развиты, а социальные потребности "для других" усохли. Вообще надо знать, что витальные потребности есть и у микроба, и у растения, и у животного; социальные потребности в варианте "для других" свойственны и многим высокоорганизованным животным, а вот человек как особый вид популяции начинается по-настоящему с поиска идеала, а значит, со стремления к истине. Потребност-но-информационный подход как будто соединяет религию и науку. Только опираясь на истинные знания, религия будет приниматься безоговорочно, и только истинная наука придет к Богу как истине, добру, любви.
Я думаю, не ошибусь - каждый человек хочет быть совершенным, прекрасным, гармонично развитым, и путь к этому открыт для любого. Станьте, как зеленая Елочка.
Зная свои потребности, их иерархию (что выше, что ниже, что ближе к духовности, что дальше от нее), мы можем научиться ими управлять. Эмоция - индикатор потребности. Чему я радуюсь? Чем огорчаюсь? Почему? На какой "ветке" висит моя потребность, заставившая меня расплакаться, рассердиться, испытать страх или любовь? -На нижней?!.. На средней?! Или на верхней?! Ниже порога духовности человека? Ближе к животному или человеку?..
Надо приучить себя почаще задавать себе вопросы: для чего я живу? Зачем учусь, хожу на работу? Для чего существует учреждение, в которое я хожу? Для чего завожу детей? Для чего делаю то или это? На какой ветке это все висит?
Потребностно-информационная теория дает в руки человеку - родителям, воспитателям, педагогам, медикам, социологам, людям науки и культуры, руководителям коллективов - всем, кто так или иначе соприкасается с другим человеком, ключ к реалистическому пониманию себя и других, путь к воспитанию.

Многие люди придают большое значение здоровой и сбалансированной диете, так как такая еда эффективна и хорошо питает тело. Качественное питание помогает нам всё время оставаться сильными и энергичными. Помимо этого, нам хочется приобретать новые навыки и оттачивать свой ум.

Но чтобы доиться успехов в совершенствовании разума, нужно развивать и взращивать свою духовную силу. Тут важно понять, что она проистекает из внутренней свободы, которая скалывается из нескольких составляющих. Самой важной среди них является неприятие чувства вины . Иными словами, нужно прекратить играть в виноватого и встать выше осуждения кого-то в чём-то.

Обвинять какие-либо внешние обстоятельства или других людей – это то же самое, что обвинять собственные ботинки за то, что их шнурки завязаны слишком туго. Поэтому следует понять следующее: в любых ситуациях никого и ничто не вините. Если вы прекратите игру в виноватого, то обретёте полный контроль над собой .

Развитие духовной силы неразрывно связано не с тем, что вы делаете, а с тем, что вы не делаете. Только придерживаясь такого принципа, можно приобрести то внутреннее богатство, которое вы ищете. Данная установка спокойного самоотрицания поначалу кажется непонятной. Поэтому вначале нужно определиться с самим понятием духовной силы.

Что такое духовная сила ?

1. Это способность существовать в абсолютной внутренней свободе и в то же время готовность принять на себя полную ответственность, исходя из конкретной ситуации.

2. Это мужество жить в соответствии с избранным путём, не испытывая страха оказаться в полном одиночестве или быть забытым.

3. Это высшее понимание, наделяющее нас способностью не поступать так, как диктует духовная слабость.

Что такое духовная слабость ?

Это комплекс аспектов нашей внутренней природы. Он причиняет нам или другим людям душевные страдания. К духовной слабости относится всё то, что мешает нашему развитию.

Внутреннее раздражение никогда не способствует поиску правильного решения. В таком состоянии отыскиваются только причины. Благодаря духовной слабости, мы осуждает других людей или обстоятельства и не видим своего подлинного внутреннего духовного состояния. Это хождение по кругу, а затем падение вниз.

Выбираем новый способ жить и обретаем духовную силу

В следующий раз, когда вас охватят разочарование, злоба или страх, утвердите следующую жизненную установку: негативные эмоции не могут существовать без обвинения кого-либо или чего-либо . Чем чётче вы уясните данный факт, тем легче поймёте двойственную природу собственной слабости и сделаете шаг к развитию духовной силы.

Даже если вы окажетесь в очень сложной ситуации, то постарайтесь самостоятельно выйти из ней, чего бы это вам ни стоило. Найдите способ временно уединиться со своим затаённым недовольством и волнениями.

Такое добровольное уединение с раздражёнными мыслями и чувствами не избавит вас от них. Подавление собственных слабостей причиняет только страдания. Поэтому не пытайтесь бороться с негативным состоянием, так как это не принесёт облегчение. Измените лишь подход к предмету обвинения, то есть откажитесь от любого осуждения, и это избавит вас от проигрышного варианта.

Осознанное бездействие сделает вас сторонним наблюдателем собственных возбуждённых эмоций. Вы окажетесь в безопасном положении и увидите то, что раньше не могли видеть из-за внутреннего дыма и огня. Ваше открытие даст способность разобраться в причинах внутреннего возгорания. Вы не только восстановите контроль над собой, но и усилите его. Любое обнаружение и осознание духовной слабости способствует развитию духовной силы. Откажитесь от осуждения, и у вас начнётся новая жизнь.

Резюме

Изменитесь прямо сейчас, и вы уже никогда не будете беспокоиться о том, как измениться в следующий раз. И всегда помните, что в час испытаний силы человека иссякают, но в каждом из нас есть внутренняя сила, которая готовит слабых к битве.

Юрий Сыромятников